ГЛОССАРИЙ
по теории управления организационными системами
– процесс формирования образов реальности (представлений, понятий, суждений) посредством отвлечения и пополнения, то есть путем использования (или усвоения) лишь части из множества соответствующих данных и прибавления к этой части новой информации, не вытекающей из этих данных. (agent) – 1) управляемый субъект; 2) в теоретико-игровых моделях – игрок, делающий ход вторым при известном ходе центра. (aggregation) – процесс объединения каких-либо однородных показателей (величин) с целью получения более общих, обобщенных показателей (величин). (adequate) – равный, тождественный, вполне соответствующий. (active forecast) – целенаправленное сообщение информации о будущих значениях параметров, зависящих от состояния природы и действий агентов (прогноз – как средство управления). (agent) – субъект (индивидуальный или коллективный), обладающий свойством активности. (active system) – система, хотя бы один элемент которой обладает свойством активности. (activity) – всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно важных связей с окружающим миром, в узком смысле – способность к самостоятельному выбору определенных действий (включая выбор состояний, сообщение информации и т.д.).Актуальность – важность, существенность для настоящего времени.
(alternative) – вариант, одна из двух или более возможностей; то, что можно иметь, использовать и т.д. вместо чего-то еще. На множестве альтернатив осуществляется выбор. (analysis) – процедура мысленного или реального расчленения предмета, явления, процесса или отношения между предметами на части и установление отношений между этими частями.Аналогия – сходство
предметов (явлений, процессов и т.д.) в каких-либо свойствах. (anonymous mechanism) – процедура принятия решений (механизм), симметричная относительно перестановок агентов. (binary relation) над некоторым множеством – совокупность упорядоченных пар элементов этого множества.Веерная структура – двухуровневая
линейная структура.Вид
– класс предметов, который входит в объем более широкого класса предметов, называющегося родом. – интервальная неопределенность, вероятностная неопределенность, нечеткая неопределенность. (environment) – совокупность предметов и субъектов, явлений и процессов, не входящих в рассматриваемую систему, но взаимодействующих с ней. Синоним – "окружающая среда". (choice) – операция, входящая во всякую целенаправленную деятельность и состоящая в целевом сужении множества допустимых альтернатив (обычно, если позволяют условия, – до одной альтернативы). – структура, в которой отсутствуют связи между участниками организационной системы. (guaranteeing strategy) – выбор игроком действия, обеспечивающего ему максимальный гарантированный результат. (hypothesis) – научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно; предположение, истинность которого не очевидна. (hypothesis of benevolence) – предположение, что из множества одинаково предпочтительных со своей точки зрения альтернатив субъект (агент) выбирает альтернативу, наиболее предпочтительную для центра. (hypothesis of deterministic behavior) – предположение, что субъект стремится устранить с учетом всей имеющейся у него информации существующую неопределенность и принимать решения в условиях полной информированности.Гипотеза индикаторного поведения
(hypothesis of indicative behavior) – предположение о поведении участника динамической организационной системы, в соответствии с которым в каждом периоде он делает “шаг” в направлении своего действия, которое было бы оптимальным при обстановке, сложившейся в предыдущем периоде.Гипотеза независимого поведения
(hypothesis of independent behavior) – предположение, что каждый субъект производит выбор своего действия независимо от выбора других субъектов.Гипотеза рационального поведения
(hypothesis of rational behavior) – предположение, что субъект с учетом всей имеющейся у него информации выбирает действия, которые приводят к наиболее предпочтительным результатам деятельности. (hypothesis of slight influence) – предположение, что действия отдельного субъекта практически не влияют на определенные параметры организационной системы. (reflexivity depth) – см. “ранг рефлексии”. (planning horizon) – число будущих периодов, для которых определяются планы при управлении динамической организационной системой. (reflexive game graph) – граф, вершины которого соответствуют реальным и фантомным агентам, и в каждую вершины входят дуги (их число на единицу меньше числа реальных агентов), идущие из вершин-агентов, от действий которых в информационном равновесии зависит выигрыш данного агента. (group) – человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака (особенности организации, совместная деятельность и т.д.). (far-seeing) – свойство субъекта учитывать будущие последствия принимаемых сегодня решений. (two-step method) – метод решения задачи управления, при использовании которого на первом шаге для каждого вектора действий агентов ищется минимальное управление (стимулирование), его реализующее (то есть должны выполняться условия согласования и индивидуальной рациональности), а на втором шаге решается задача оптимального согласованного планирования. (action) – 1) произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, то есть процесс, подчиненный осознаваемой цели; акт деятельности, направленный на достижение конкретной цели; 2) в теоретико-игровых моделях – результат выбора агента. (decomposition, partition) – операция разделения целого на части с сохранением признака подчиненности, принадлежности. (allocation) – распределение между игроками (в кооперативной игре) выигрыша максимальной коалиции, дающее каждому игроку больше его индивидуального выигрыша.Децентрализующие множества
(decentralization sets) – набор множеств (сообщений агентов), зависящих от сообщений оппонентов. (activity) – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, основные характеристики – предметность и субъектность; занятия, труд, работа каких-нибудь органов, сил природы; специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей.Динамическая организационная система
(dynamic organization) – организационная система, в которой участники принимают решения многократно (последовательность выбора стратегий, характерная для статических систем, повторяется, как минимум, несколько раз – см. "игра поторяющаяся"). (thesis) – научная работа, исследование, представляемое на соискание ученой степени и публично защищаемое соискателем (диссертантом). (dominant strategy) – выбор игроком действия, которое обеспечивает ему максимум целевой функции при любой обстановке игры. (feasible set) – множество действий или управлений и т.д., удовлетворяющее всем ограничениям. (unified) – один, общий, объединенный. (problem) – то, что требует исполнения, решения; данная в определенных конкретных условиях цель деятельности. (planning problem) – 1) задача определения оптимальных планов; 2) задача определения оптимальной процедуры планирования.Задача рефлексивного управления
(reflexive management problem) – задача определения оптимального рефлексивного управления.Задача стимулирования
(incentive problem) – задача определения оптимальной функции стимулирования (игра Г2 с побочными платежами). (management problem) – задача определения оптимального управления.Заказ
(order) – осознанная общественная или персонифицированная необходимость изменений и формулировка общих требований к этим изменениям.Знак (sign) – 1) сигнал, имеющий конкретное значение, воспринимаемое человеком; 2) реальная
модель абстрактного понятия. (knowledge) – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное ее отражение в сознании. (game) – 1) взаимодействие сторон, интересы которых не совпадают; 2) вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результате, а в самом процессе. (antagonistic game) – игра, в которой сумма выигрышей игроков постоянна при любой ситуации игры. (Stackelberg game) – иерархическая игра, в которой центр не рассчитывает наблюдать выбор агента (игра Штакельберга). – иерархическая игра, в которой стратегией центра является отображение множества допустимых действий агентов во множество своих допустимых действий. (cooperative game) – игра, в которой игроки могут действовать совместно (согласовывать свои действия, обмениваться информацией, полезностью и т.д.) (noncooperative game) – игра, в которой игроки не могут действовать совместно. (normal form game) – представление игры в виде множества игроков, выбирающих действия однократно, одновременно и независимо, их целевых функций и допустимых множеств. (extensive form game) – представление игры в виде дерева, вершины которого соответствуют ситуациям игры. – игра, в которой характерная для однопериодной игры (см. "игра в нормальной форме") последовательность выбора стратегий повторяется, как минимум, несколько раз.Игра с непротивоположными интересами
(nonantagonistic game) – неантагонистическая игра. (hierarchical game) – игра с фиксированной последовательностью ходов – между центрами и агентами, в которой центры обладают правом первого хода. (hierarchy) – принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействия между уровнями в порядке от высшего к низшему. (individual) – обозначение единичного в отличие от совокупности, синоним индивидуальности; отдельный человек; особь, каждый отдельно существующий организм (индивидуум). (individual rationality) – свойство субъекта принимать решения, которые обеспечивают ему полезность, не меньшую той, которую он может получить, отказавшись принимать какие-либо решения. (individual incentives) – стимулирование агента за показатели, зависящие только от него самого. (institution) – 1) в социологии – определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т.п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей; 2) в праве – совокупность норм права, регулирующих какие-либо однородные обособленные общественные отношения. (institutional management) – целенаправленное воздействие на ограничения и нормы деятельности участников организационных систем. (interest) – реальная причина действий, событий, свершений; в психологии – мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. (informational equilibrium, mirage equilibrium) – равновесие рефлексивной игры (обобщение равновесия Нэша), в рамках которого предполагается, что каждый агент (реальный и фантомный) при вычислении своего субъективного равновесия (равновесия в той игре, в которую он со своей субъективной точки зрения играет) использует имеющуюся у него иерархию представлений об объективной и рефлексивной реальности. (informational structure, hierarchy of beliefs) – дерево (иерархия представлений), вершинам которого соответствует информация агентов о существенных параметрах, представлениях других агентов, представлениях о представлениях и т.д. (informational management) – управление информированностью субъектов. (information) – 1) сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо; 2) уменьшаемая, снимаемая неопределенность в результате получения сообщений; 3) сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; 4) передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (живой и неживой природы). – информация, которой обладает субъект на момент принятия решений. (research) – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. (operations research) – научный подход к решению задач организационного управления (см. также “операция”). (game history) – совокупность наблюдаемых рассматриваемым субъектом выборов игроков, их выигрышей (значений функции полезности) и состояний природы. (iterative learning) – многократное повторение обучаемой системой действий, проб, попыток и т.д. для достижения фиксированной цели при постоянных внешних условиях. – функция, имеющая единственную точку пика, невозрастающая по мере удаления от этой точки.Класс
(class) – совокупность, группа предметов или явлений, обладающих общими признаками. (classification) – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающих их от предметов других родов. – переговоры, соглашения и сотрудничество между игроками в процессе образования и деятельности коалиций.Коалиция
(coalition) – подмножество множества игроков. (collective) – совокупность людей, объединенных общими интересами, общей работой; группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности. (collective incentives) – стимулирование агента, основывающееся на действиях или результатах деятельности всего коллектива.Комиссионная система стимулирования
(commission incentives) – система стимулирования, в которой размер вознаграждения агента пропорционален доходу или прибыли центра.Комплекс механизмов управления
(management mechanisms complex) – совокупность согласованных процедур принятия решений (механизмов) относительно изменения параметров организационной системы.Компенсаторная система стимулирования
(compensative incentives) – система стимулирования, в которой размер вознаграждения агента равен его затратам. (rank-order tournament, tender) – механизм планирования, в котором агенты упорядочиваются в зависимости от сообщаемых показателей, и назначаемые им планы определяются этим упорядочением. (contract) – совокупность равновесных и эффективных стратегий центра и агентов в задаче стимулирования. (criterion) – 1) средство для вынесения суждения; стандарт для сравнения; правило для оценки; 2) мера степени близости к цели.Линейная система стимулирования
(linear incentives) – система стимулирования, в которой размер вознаграждения агента пропорционален его действию или результату деятельности. (linear structure) – структура организационной системы, в которой каждый агент подчинен одному и только одному центру.Максимальный гарантированный результат
(maximum guaranteed result) – максимальное значение функции полезности субъекта (центра или агента) при наихудшей для него обстановке.Максимальный целесообразный ранг рефлексии
– минимальный ранг рефлексии, который следует иметь агенту, для того, чтобы охватить все многообразие исходов рефлексивной игры. (information manipulation) – процесс целенаправленного искажения агентами информации, сообщаемой центру. – коалиция, состоящая из всех игроков.Матричная структура
(matrix structure) – линейная структура, на которую наложена горизонтальная ответственность за проекты, реализуемые в организационной системе. (over-level interaction) – подчиненность агента центру, находящемуся на два или более уровня иерархии выше. (method) – 1) (= подход) способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; 2) прием, способ или образ действия. (technique) – совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы.Методический – относящийся к
методике. (methodology) – 1) учение об организации деятельности; 2) учение о научном методе познания; 3) совокупность методов, применяемых в какой-либо науке. Система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. (methodological) – относящийся к методологии.Методы теоретического исследования
– теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.Методы эмпирического исследования
– изучение литературы, документов, наблюдение, анкетирование, опрос, опытная работа, эксперимент.Механизм (mechanism) – 1) система, устройство, определяющее порядок какого-либо вида деятельности; 2) совокупность правил, законов и процедур, регламентирующих взаимодействие участников организационной (активной) системы; 3) совокупность процедур принятия управленческих решений центром.
(internal prices’ mechanism) – процедура планирования, ставящая в соответствие сообщениям агентов общую для всех них цену за ресурс и планы, назначаемые каждому из них центром.Механизм комплексного оценивания
– процедура агрегирования комплекса частных показателей с целью получения более общих показателей.Механизм обмена
– 1) процедура перераспределения ресурсов; 2) процедура планирования, ставящая в соответствие сообщениям агентов о своих типах количества ресурсов, предлагаемых каждому из них центром для обмена.Механизм планирования
(planning mechanism) – см. процедура планирования.Механизм распределения ресурса
(resource allocation mechanism) – процедура планирования, ставящая в соответствие сообщениям агентов количество ресурса, выделяемого каждому из них центром.Механизм смешанного финансирования
(mechanism of multiple sources financing) – механизм планирования, в котором центр определяет условия финансирования проекта из нескольких источников. (agreement mechanism) – неманипулируемый механизм планирования, в котором планы назначаются на основании относительных предпочтений, сообщаемых агентами. (incentive mechanism) – см. функция стимулирования. (expertise mechanism) – процедура планирования, ставящая сообщениям экспертов (агентов) в соответствие результат экспертизы.Минимальные затраты центра на управление по
реализации заданного действия – минимальное значение функционала затрат центра на множестве управлений, побуждающих агента выбрать заданное действие. (multi-channel mechanism) – механизм, в котором решения принимаются центром на основании результатов параллельной обработки информации несколькими каналами (экспертами, ЭВМ и т.д.).Многоуровневая организационная система
(multi-level organization) – организационная система, имеющая трех- и более уровневую иерархическую структуру.Многоэлементная организационная система
(multi-agent organization) – организационная система, в которой имеется несколько агентов. (dictatorship sets) – такое разбиение множества допустимых типов агентов, и выделение для каждого элемента этого разбиения множеств агентов, получающих абсолютно оптимальные для себя планы (такие агенты называются диктаторами).Множество вариантов обмена – множество
индивидуально рациональных распределений ресурсов, переход к которым в рамках данной активной системы возможен путем обмена.Множество реализуемых действий
(implementable actions set) – множество действий агентов, являющихся решением их игры при заданном управлении со стороны центра. (simulation) – метод исследования объектов познания на их моделях, построение моделей реально существующих предметов и явлений. (model) – аналог (схема, структура, знаковая система) определенного фрагмента природной или социальной реальности, “заместитель” оригинала в познании и практике.Модель организационной системы
(model of organization) – совокупность: участников организационной системы (ее состав), структуры, целевых функций участников, множеств допустимых действий участников, их информированности и порядка функционирования. (motive) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность. (motivational management) – управление целевыми функциями или функциями полезности. (motivation) – процесс побуждения, вызывающий активность и определяющий ее направленность. (multi-project) – проект, состоящий из нескольких технологически независимых проектов, объединенных общими ресурсами (финансовыми и материальными). (science) – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. (straightforward management) – управление, делающее выгодным для агентов (равновесием их игры) сообщение центру достоверной информации о своих типах (см. также “манипулирование информацией”).Неопределенность
(uncertainty) – (неопределенный – точно не установленный, не вполне отчетливый, уклончивый) – неоднозначность любого происхождения в описании системы, неполная информированность.Неопределенность вероятностная
(probabilistic uncertainty) – информированность заключается в знании распределения вероятности возможных значений неопределенного параметра (состояния природы, типов других агентов и т.д.).Неопределенность игровая
(game uncertainty) – неполная информированность субъекта о действиях других участников организационной системы. (interval uncertainty) – информированность заключается в знании множества возможных значений неопределенного параметра (состояния природы, типов других агентов и т.д.). (fuzzy uncertainty) – информированность заключается в знании функции принадлежности возможных значений неопределенного параметра (состояния природы, типов других агентов и т.д.).Неопределенность объективная
(objective uncertainty) – неполная информированность о состоянии природы. (subjective uncertainty) – неполная информированность субъекта о типах других участников организационной системы. (indirect mechanism) – механизм планирования, в котором агенты сообщают центру косвенную информацию о своих типах (см. также прямой механизм).Несущественная кооперативная игра
– кооперативная игра с аддитивной характеристической функцией. (norm) – узаконенное установление, признанный обязательным порядок. (compromise set) – множество эффективных по Парето и равновесных по Нэшу действий центров и агентов. – процесс перераспределения ресурсов между участниками активной системы. – совокупность вариантов обмена.Обобщенное решение
(generalized solution) задачи управления – параметрическое семейство управлений, обладающих заданной гарантированной эффективностью в заданном множестве моделей организационных систем. (reverse management problem) – поиск множества допустимых управлений, переводящих управляемую систему в заданное состояние.Обстановка игры (для некоторого игрока) – вектор
действий всех игроков, кроме данного. (common knowledge) – факт, о котором: (1) известно всем агентам, (2) всем агентам известно (1); (3) всем агентам известно (2) и т.д. до бесконечности.Общность – единство, наличие неразрывных
связей. (object) – то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности, такая часть объективной реальности, которая находится во взаимодействии с субъектом.Ограничение совместной деятельности – ограничения на совместный
выбор субъектами своих действий (ситуация, когда гипотеза независимого поведения не выполнена). (restricted rationality) – принцип принятия решений, в соответствии с которым субъект выбирает рациональные, то есть удовлетворительные с его точки зрения, действия (ср. с “гипотезой рационального поведения”). – функция, имеющая единственную точку пика, строго убывающая по мере удаления от этой точки. (environment) – см. внешняя среда. (operation) – совокупность действий, мероприятий, направленных на достижение некоторой цели. (description) – перечисление ряда признаков предмета, которые более или менее исчерпывающе раскрывают его. (opponents) – все участники организационной системы, кроме данного. (optimal management) – допустимое управление, обладающее максимальной эффективностью.Оптимальное согласованное планирование
(optimal coordinated planning) – решение задачи планирования на множестве согласованных планов. (organization) – объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (механизмов) (иногда употребляется как синоним термина “активная система”). (organization) – 1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением; 2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого; 3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил (механизмов).Основы
– исходные, главные положения. (fair play principle, revelation principle) – принцип планирования, в соответствии с которым центр назначает планы, максимизирующие его целевую функцию при выполнении условий совершенного согласования. (relation) – философская категория, характеризующая взаимозависимость элементов определенной системы. – всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта.Персонифицированное управление
– управление агентом, в общем случае для каждого агента – свое (см. также “унифицированное управление”) (plan) – 1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности и сроков выполнения; замысел, проект, основные черты; 2) в теоретико-игровых моделях – желательное с точки зрения центра действие или результат деятельности агента. (plan) – составлять план развития чего-то. (additive payment) – аддитивно входящая с разными знаками в целевые функции центра и агента (или двух агентов) переменная. (behavior) – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. (approach) – исходный принцип, охватывающий всю совокупность используемых методов; исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение (логический и исторический подходы, содержательный и формальный, качественный и количественный, феноменологический и сущностный, единичный и общий (обобщенный) – поиск общих связей, закономерностей, типологических черт); направление изучения предмета исследования. (utility) – условная характеристика, отражающая степень удовлетворенности субъекта результатом деятельности, значение полезности определяется функцией полезности. – мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними.Порядок – последовательный ход чего-либо; правила, по которым совершается что-либо, существующее устройство, режим чего-нибудь.
Порядок функционирования – последовательность (
порядок) получения информации и принятия решений участниками организационной системы. (need) – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой, выступающее источником активности. – производная функции полезности.Предмет
– категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания; все, что может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством; сторона, аспект, точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя наиболее существенные с его точки зрения признаки объекта.Предметная область – область
объектов, универсум рассмотрения (рассуждения), класс (множество) объектов, рассматриваемых в пределах данного контекста. (assumption) – положение, которое временно принимается за возможно истинное, пока не будет установлена истина. (preferences) – совокупность свойств и способностей субъекта по определению ценности, полезности и т.д. альтернатив (действий, результатов деятельности и т.д.), а также – их сравнения. (principle) – 1) основное положение какой-либо теории, науки и т.д.; 2) убеждение, взгляд на вещи; 3) основная особенность в устройстве чего-либо. – система должна быть адекватна по своей сложности, структуре, функциям и т.д. тем условиям, в которых она функционирует, и тем требованиям, которые к ней предъявляются.Принцип декомпозиции игры агентов – использование
центром управлений, при которых существует равновесие в доминантных стратегиях игры агентов. Например, для задачи стимулирования агенту в многоэлементной системе затраты компенсируются только в случае выполнения им плана, независимо от действий других агентов.Принцип декомпозиции периодов функционирования – использование
центром управлений, при которых выбор агентов в текущем периоде не зависит от истории игры. Например, для задачи стимулирования агенту в динамической системе в каждом периоде затраты компенсируются только в случае выполнения им плана в этом периоде, независимо от результатов предыдущих периодов.Принцип доверия – агент доверяет информации, сообщенной ему центром. Например, в случае
информационного управления изменением множества допустимых стратегий центра задача может без потери общности решаться в предположении, что агент полностью доверяет центру и использует при принятии решений в точности ту информацию, которую ему сообщил центр.Принцип дополнительности – высокая точность описания
системы несовместима с ее высокой сложностью. – глубина рефлексии агента определяется его информированностью.Принцип компенсации затрат
– оптимальным является решение задачи стимулирования, которое в точности компенсирует затраты агентов. – “не упускать достигнутого”.Принцип обратной связи – для эффективного управления необходима информация о состоянии управляемой системы.
Принцип равномерности – состояние системы должно оцениваться с учетом состояний всех ее элементов (см. также “максимальный гарантированный результат”). Более частная формулировка – скорость изменений в любой системе ограничена и, в основном, определяется наиболее инерционными ее элементами.
Принцип рациональной централизации – в иерархической системе существует рациональный уровень централизации управления, ресурсов и т.д.
Принцип согласования – управление организационной системой должно максимально согласовывать интересы ее участников.
Принятие решения (decision making) – целевой выбор на множестве альтернатив.
(problem) – теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить.Производственная функция – зависимость между количеством используемых факторов производства и максимально возможным при этом выпуском продукции.
(program) – комплекс операций (мероприятий), увязанных технологически, ресурсно и организационно и обеспечивающих достижение поставленной цели. (forecast) – конкретное предсказание, суждение о состоянии какого-либо явления в будущем. – режим управления динамической организационной системой, при котором решения принимаются сразу на все будущие периоды. (project) – 1) план, замысел, разработанный план сооружения, устройства, предварительный текст документа; 2) ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией. – линейная структура, в которой декомпозиция производится по проектам, реализуемым организационной системой. – агент, функционирующий в условиях такой вероятностной неопределенности, что результат деятельности не превышает действия. (counter-expensive mechanism) – механизм, побуждающий агентов снижать затраты (себестоимость) и цены. (planning procedure) – функция, отображающая множество допустимых сообщений агентов во множество планов. (process) – ход какого-либо явления, последовательная смена состояний, стадий развития и т.д. (direct management problem) – задача нахождения оптимального управления. (direct mechanism) – механизм планирования, в котором агенты сообщают центру информацию непосредственно о своих типах. – направление деятельности, развития чего-то (неопредел.). (equilibrium) – см. решение игры.Равновесие в доминантных стратегиях
(dominant strategies equilibrium) – ситуация игры, в которой каждый игрок выбирает свою доминантную стратегию. (maximin equilibrium) – ситуация игры, в которой каждый игрок выбирает свою гарантирующую стратегию. (Nash equilibrium) – ситуация игры, одностороннее отклонение от которой не выгодно ни одному из игроков. (Pareto equilibrium) – такая ситуация игры, что не существует другой ситуации, в которой все игроки получили бы не меньший выигрыш и хотя бы один игрок – строго больший (эффективная ситуация).Развитие
(development) – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.Ранг рефлексии – уровень дерева
информационной структуры.Ранговые системы стимулирования
(rank-order tournaments) – системы стимулирования, в которых величина вознаграждения агента определяется либо принадлежностью результата его деятельности некоторому наперед заданному множеству – так называемые нормативные ранговые системы стимулирования, либо местом, занимаемым агентом в упорядочении результатов деятельности всех агентов – так называемые соревновательные ранговые системы стимулирования.Распределение дальновидностей – характеристика, отражающая способ учета будущего (см. также “
дальновидность”). (distributed management) – структура организационной системы, в которой один и тот же агент подчинен одновременно нескольким центрам.Реализуемость соответствия группового выбора
(social choice correspondence implementability) – наличие такого непрямого механизма планирования, для которого существует эквивалентный прямой механизм, приводящий для каждого набора типов агентов к тому же исходу, что и соответствие группового выбора. (competition) – ситуация игры центров в системе с распределенным контролем, не принадлежащая области компромисса. (cooperation) – ситуация игры центров в системе с распределенным контролем, принадлежащая области компромисса. – конечный итог, завершающий собой что-либо.Результат деятельности (output) – в теоретико-игровых моделях – переменная, значение которой определяется действиями агентов и состоянием природы.
(reflexive game) – игра, в которой информированность игроков не является общим знанием, а определяется иерархией их представлений (то есть, представлениями о существенных параметрах, представлениями о представлениях друг друга и т.д.). (reflexive management) – целенаправленное воздействие на информационную структуру. (reflexion) – отражение, а также исследование познавательного акта. (informational reflexion) – процесс и результат размышлений агента о том, каковы значения неопределенных параметров, что об этих значениях знают и думают его оппоненты. (strategic reflexion) – процесс и результат размышлений агента о том, какие принципы принятия решений используют его оппоненты в рамках той информированности, которую он им приписывает в результате информационной рефлексии. (decision) – процесс и результат выбора цели и способа действий. (game solution) – прогнозируемый и устойчивый исход игры (синонимом является термин “равновесие”). – логическая характеристика класса предметов, в состав которого входят другие классы предметов, являющиеся видами этого рода. – прогноз, который становится недостоверным только потому, что был сделан.Самодвижение
– изменение объекта под влиянием внутренне присущих ему противоречий, факторов и условий. – процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной системы. – прогноз, который оказывается достоверным только потому, что был сделан. – самодвижение, связанное с переходом на более высокую ступень организации. (balanced game) – игра в форме характеристической функции, имеющая непустое ядро.Свойство
(property) – философская категория, выражающая такую сторону предмета, которая обусловливает его различие или общность с другими предметами и обнаруживается в его отношении к ним.Связь – взаимообусловленность существования
явлений, разделенных в пространстве и (или) во времени. (semantics) – раздел семиотики, изучающий отношения между знаками и тем, что они обозначают. (semiotics) – наука, исследующая знаковые системы. (network structure) – структура, в которой потенциально существуют связи между всеми элементами, некоторые из которых актуализируются, порождая из вырожденной структуры линейную или матричную, на время решения стоящей перед системой задачи, а затем разрушаются (возвращаясь к вырожденной структуре) до момента появления новых задач. (strong Nash equilibrium) – ситуация игры, одностороннее отклонение от которой не выгодно ни одной из коалиций. (synthesis) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. (system) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство. (incentive system) – см. функция стимулирования. – вектор действий всех игроков (агентов).Скачкообразная система стимулирования
– система стимулирования, при которой вознаграждение агента отлично от нуля при условии, что его действие или результат деятельности не меньше (или не больше) плана. – режим управления динамической организационной системой, при котором решения принимаются дальновидно – с учетом и на несколько будущих периодов.Смешанная стратегия
(mixed strategy) – распределение вероятностей на множестве допустимых действий игрока.Совершенного согласования условия
(perfect coordination conditions) – условия назначения агентам планов, максимизирующих их функции полезности на децентрализующих множествах. (coordinated management, incentive compatible management) – управление при котором выполнение плана выгодно агентам (является равновесием их игры). – то, что составляет сущность чего-нибудь.Сознание – высший уровень
активности человека как социального существа, заключающейся в том, что отражение реальности в форме чувствительных и умственных образов предвосхищает практические действия человека, придавая им целенаправленный характер.Соответствие группового выбора
(social choice correspondence) – отображение множества типов агентов во множество выбираемых ими альтернатив.Соответствие отбора равновесий
(equilibrium selection correspondence) – отображение, ставящее в соответствие множеству равновесий конкретное равновесие.Соответствующий прямой механизм
(corresponding direct mechanism) – прямой механизм планирования, который строится путем подстановки в исходный непрямой механизм зависимости равновесных сообщений агентов от их типов. (components) – совокупность элементов, образующих какое-нибудь целое. (state of nature) – параметр, описывающий внешнюю (по отношению к рассматриваемой организационной системе) среду.Средство – прием, способ
действия (иногда и орудие) для достижения чего-нибудь.Стабильное информационное управление
(stable informational management) – такое информационное управление, при котором агент получает тот выигрыш, на который рассчитывал. (incentive, stimulation) – внешнее воздействие на организм, личность или группу людей, отражаемое в виде психической реакции; побуждение к совершению некоторого действия; воздействие, обуславливающее динамику психических состояний индивида и относящееся к ней как причина к следствию. (strategy) – совокупность (для каждого момента принятия решений) отображений истории игры и информированности игрока во множество его допустимых действий. (penalty strategy) – обстановка игры или управление, минимизирующее значение целевой функции агента. (structure) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.Субъект – носитель предметно-практической
деятельности и познания, источник активности, направленной на объект; индивид или группа как источник познания и преобразования действительности, носитель активности.Супераддитивная характеристическая функция
– характеристическая функция, для которой сумма значений характеристической функции любой пары непересекающихся коалиций не превышает значения характеристической функции объединения этих коалиций.Сущность – внутреннее содержание
предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.Текущее управление – режим управления
динамической организационной системой, при котором решения принимаются недальновидно, то есть только на текущий период. (theoretical) – основанный на теории, являющийся теорией, относящийся к вопросам теории. (theory) – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в более узком смысле – высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определенной области действительности – объекта данной теории. (active systems theory) – раздел теории управления социально-экономическими системами (активными системами, организационными системами), изучающий свойства механизмов их функционирования, обусловленные проявлениями активности участников системы. (graph theory) – раздел прикладной математики, исследующий свойства множеств (в основном, конечных) с заданными отношениями между их элементами. (game theory) – раздел прикладной математики, исследующий модели игр – принятия решений в условиях несовпадения интересов сторон (игроков), когда каждая сторона стремится воздействовать на развитие ситуации в собственных интересах. (hierarchical games theory) – раздел теории игр, исследующий иерархические игры. (theory of contracts) – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий теоретико-игровые взаимодействия между центром и агентами, функционирующими в условиях внешней вероятностной неопределенности. (implementation theory) – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий реализуемость соответствий группового выбора.Теория управления организационными системами
(theory of organization management) – раздел теории управления, исследующий задачи управления организационными системами. – совокупность навыков, приемов, умений, позволяющая реализовывать технологию. – совокупность методов, операций, приемов, этапов и т.д., последовательное осуществление которых обеспечивает решение поставленной задачи. (type) – характеристика агента, однозначно определяющая его предпочтения. (uncertainty type) – объективная неопределенность (внешняя), субъективная неопределенность (внутренняя), игровая неопределенность. (peak) – точка максимума целевой функции или функции полезности. (unified management) – управление, основанное на использовании анонимных механизмов (см. также “персонифицированное управление”). (control, management) – 1) воздействие на управляемую систему, нацеленное на обеспечение требуемого ее поведения; в теоретико-игровых моделях: 2) действие центра; 3) функционал, ставящий в соответствие действиям или результатам деятельности агентов действие центра.Управление порядком функционирования
– управление организационной системой, заключающееся в установлении порядка ее функционирования.Управление проектами
(project management) – раздел теории управления социально-экономическими системами, изучающий эффективные методы, формы и средства управления изменениями (проектами). – управление организационной системой, заключающееся в выборе ее состава. – управление организационной системой, заключающееся в выборе ее структуры.Условия
(conditions) – то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое). (uncertainty removal) – процедура перехода от предпочтений, зависящих от неопределенных параметров, к предпочтениям, определенным на множестве параметров, выбираемых субъектом (например, переход от функции полезности к целевой функции). (phantom agent) – агент, существующий в сознании реальных и других фантомных агентов. (form) – вид, тип, устройство, структура, система организации чего-либо, обусловленные определенным содержанием. (functioning) – выполнение своих функций, действовать, быть в действии, работать. (function) – 1) отношение двух (группы) объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого; 2) роль, которую субъект или социальный институт выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих ее групп и индивидов. (utility function) – действительнозначная функция, заданная на множестве допустимых результатов деятельности и управлений центров и отражающая предпочтения и интересы субъекта (рациональность поведения последнего заключается в стремлении к экстремизации функции полезности). (incentive function) – функция, отображающая множество допустимых действий агентов в размеры вознаграждений, выплачиваемых им центром. (characteristic function) – функция множеств, ставящая в соответствие каждой коалиции ее выигрыш.Целевая функция
(goal function) – действительнозначная функция, заданная на множестве допустимых действий агентов и управлений центров и отражающая предпочтения и интересы субъекта (рациональность поведения последнего заключается в стремлении к экстремизации целевой функции). (goal) – осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности. (principal) – 1) управляющий орган; 2) в теоретико-игровых моделях – игрок, делающий ход первым (метаигрок, устанавливающий правила игры для других игроков). (equivalent direct mechanism) – неманипулируемый соответствующий прямой механизм планирования. (element) – составная часть чего-либо. (emergence) – свойство систем, состоящее в том, что свойства целого не сводятся к совокупности свойств частей, из которых оно состоит, и не выводится из них. (management efficiency) – гарантированное значение целевой функции центра на множестве решений игры агентов. – то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешней формы его существования.Ядро
(core) – концепция решения кооперативной игры: множество таких дележей, что любая коалиция не может дать своим участникам выигрыш больший, чем они в сумме получают в дележе из ядра.